РУНЫ

ТРОТТ

ГАЛЕРЕЯ

БОГИ

 

 

 

Мнение Рудольфа Штейнера:

« Духовный облик восточных славян с древнейших времен подготовлялся мистериями троттов на севере будущей Руси, руководителями "европейской пракультуры", т.е. прежде всего культуры заселявших в древности почти всю территорию Европы кельтов, что следует из некоторых легенд и преданий. Одно из них гласит, что древние мистерии троттов некогда основал посвященный, носивший имя Зиг.

Мистерии троттов были в древности распространены по всему Северу Европы — от Ирландии и Англии до побережья Белого моря, — на севере — силы северного потока, стремившегося в высшие миры через соединение с духом, действующим в природе и ближайших к Земле космических сферах.
Участие мистерий троттов в становлении восточнославянских народов в особенности будущих обитателей Северной Руси - может быть названо северным эзотерическим влиянием. Его следы обнаруживаются позднее в культе главного и фактически единственного божества древнеславянского пантеона, предание о котором сохранило его конкретные черты. Это Перун, повелитель грома и молнии, обладатель "громовой стрелы" и "волшебного молота", наделенный всеми основными атрибутами и характерными особенностями северогерманского (скандинавского) Бога Тора (Донара). Последний же, по Рудольфу Штейнеру, является одним из самых мощных духовных существ, принадлежавших к иерархии ангелов, и имеет своей задачей внесение импульса индивидуального "я" в развитие североевропейцев. Поэтому каждый из них ощущает Тора, или Донара, как "ангела сил Я", «вызывающего постепенное рождение индивидуального "я" из родового, переживая Тора как бога, который одаряет человека индивидуальным "я"».
Следовательно, то же самое духовное существо, которое древний обитатель Севера Европы знал под именем Тора (Донара), почиталось позднее и на Руси как бог Перун. Проникновение сверхчувственных сил этого мощного ангельского существа к отдельным славянским племенам Древней Руси было в духовном смысле связано именно с деятельностью мистерий троттов на побережье Белого моря и в особенности со "знаменитой школой посвящения ... на севере нынешней России", которую Рудольф Штейнер упоминает в лекции от 29 июля 1906 г.
Взаимосвязь между германо-скандинавским Тором и славянским Перуном можно проследить даже внешне исторически. Так, в славянской мифологии бог Перун, как и в германской Тор, считался покровителем четверга — четвертого дня недели, соответствующего четвертому члену человеческого существа — его "я". Более того, одно из древнейших святилищ Перуна, обнаруженное на Севере России, недалеко от Новгорода, имело название "Peruni", древнеготским соответствием которого является слово "Fairguni" (что значит "скала"), а древнеисландским –"Fiorgun" (имя матери громовержца Тора). Да и сами внешние атрибуты этого бога указывают на его основную миссию: молнии, которыми Перун-Тор повелевает в макрокосмосе, соответствуют в человеке как микрокосмосе импульсу индивидуального "я", действующему в крови, а гром - связанной с индивидуальным "я" субстанции мышления.
В дальнейшем почитание Перуна не исчезло, а было перенесено на образ пророка Илии.
Все черты жизни и быта Северной Руси, где более всего почитался бог Перун, свидетельствуют о сравнительно раннем пробуждении там индивидуального "я" в душе ощущающей. Это привело позднее в таких северных городах, как Новгород, к всенародному управлению ("народное вече").
Точно так же в самом душевном складе северо-восточных славян можно обнаружить наряду с более индивидуализированными характерами отдельных представителей еще и повышенную склонность к размышлению, или, как тогда говорилось, к "мудрствованию".
В последней лекции цикла "Бхагавадгита и послания апостола Павла" Рудольф Штейнер указывает на то, что пребывавшая со времен грехопадения в высших мирах сестринская душа первочеловека Адама (воплотившаяся позднее на Земле как Иисус из Назарета), с древности сверхчувственно действовала в самых различных мистериях человечества, в особенности в североевропейских. Прямое указание на это можно найти в древнегреческом сказании о ежегодном странствии солнечного бога Аполлона на север, в таинственную страну Гиперборею.
Среди северных европейских мистерий главное место занимают северо-западные мистерии Гибернии. Связь с ними этой Небесной души следует уже из того факта, что сам Ирландский остров был по своим географическим и духовно-эфирным условиям последним воспоминанием и как бы отблеском древнего рая, единственным местом па Земле, куда с самого начала не имела доступа власть Люцифера. Подобное ощущение "незатронутости люциферическим началом" охватывает человека и на Русском севере. Невольно возникает чувство: если в этих местах когда-либо в древности существовали мистерии, то, без сомнения, центральную роль в них должна была играть эта Небесная душа. И сама внутренняя чистота в сочетании со светлой и умудренной детскостью живущих здесь людей, в которых грядущие черты шестой эпохи предчувствуются, быть может, с особой силой, — не является ли она последним отзвуком древнейшей сверхчувственной деятельности в этих краях Небесной души, а также свидетельством того, что и впоследствии она с участием и благоволением взирала из высших миров на эту область Европы как на колыбель будущей эпохи"?
Однако одного лишь эзотерического воздействия мистерий троттов на будущих восточных славян было еще недостаточно для того, чтобы импульс "я" проник и прочно укоренился в их среде. Ибо душевная сила и поистине безбрежная душевная широта этих народов просто поглотили бы своей могучей стихией всякое проявление индивидуального "я". Следовательно, это последнее с самого начала нуждалось, так сказать, и в чисто земном "помощнике", притом совершенно особого рода.
По данным духовной науки, внешним, физическим носителем индивидуального "я" в человеке является субстанция крови. Поэтому для усиления импульса "я" в восточнославянских народах в
дополнение ко всем их душевным особенностям, изначально не склонным к принятию "я", потребовалось воздействие на кровь восточных славян крови тех племен, которые уже несли в себе предрасположенность именно к сильному развитию "я". Это и осуществилось еще до крещения Руси в результате "смешения норманнской и славянской крови".
В древнейшей русской летописи эта история описывается так: сами славяне после длительной усобицы и беспрестанной войны друг с другом сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". В духовном смысле содержание этого предания означает возникшую внутри славянской души борьбу различных сил, преодолеть которую мог лишь сильный импульс индивидуального "я" - владыки всех душевных сил. Тогда славяне обратились к живущим "за морем" варягам, которые, согласно все тому же преданию, назывались "русь". "Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы", — говорится далее в летописи.
К этим-то варягам, от которых Русская земля получила свое название, и обратились северо-восточные славянские племена со знаменитой просьбой: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
И опять-таки в духовном смысле обращение славян к варягам можно выразить так: "Душевные силы, которыми мы владеем, велики и обильны, но без сильного индивидуального "я" (князя) нет в них порядка. Поэтому с ними должен соединиться импульс "я", чтобы править и владеть ими". Из сказанного также следует, что в результате "смешения норманнской и славянской крови", вызванного приходом варягов в славянские земли, кровь восточных славян получила определенное "добавление", сделавшее ее в гораздо большей мере носителем того импульса, который уже до описываемых событий был подготовлен там культом Перуна-Тора. Не удивительно поэтому, что славяне пригласили варягов из скандинавских областей (Восточной Швеции), ведь в то время они были в определенном смысле единоверцами славян: и те, и другие поклонялись одному и тому же божеству, хотя и носившему разные имена.
Приход на Восток Европы варягов вызвало изменение состава крови славян, имевшее для их дальнейшего развития гораздо большее значение, чем может показаться поверхностному взгляду. Ибо в результате добавления в жилы славян норманнской крови они стали способны совсем по-иному и в гораздо большей степени принять в свои души импульс "я".
В рассмотренном нами предании особенно важно, что варяги не сами пришли, а были приглашены славянами. Это означает, что в определенный момент своего развития сами северо-восточные славяне более или менее бессознательно почувствовали: для обретения ими необходимой душевной конфигурации с настоящим крепким внутренним центром - сильным индивидуальным "я" - одного влияния культа Перуна недостаточно. Требовалась опора в чем-то более внешнем, земном. Эта-то опора и была получена с изменением состава их крови.
Однако сам факт, что к необходимости такого изменения северные славяне пришли до некоторой степени самостоятельно, представляет собой самый значительный плод влияния мистерий троттов, связанных с упомянутой "знаменитой школой посвящения" на берегу Белого моря. Рудольф Штейнер связывает эту школу с изначальными школами посвящения древней Атлантиды, т.е. речь здесь идет о центре мистерий, который, подобно гибернийскому, имел своей задачей сохранение древней атлантической мудрости, важнейшей составной частью которой с самого начала были мистерии троттов и друидов.
Эти мистерии дольше всего сохранялись затем на территории современной Англии, что закономерно следует из ее близкого соседства с гибернийскими мистериями. Из древних святилищ друидов и троттов произошел и весь древнегерманский пантеон. И хотя во времена расцвета этих мистерий человек мог еще в полном объеме проникать взглядом в духовный мир, тем не менее первый импульс к развитию индивидуального "я", позднее лишь усиленный в мистериях древних германцев, исходил именно от них.
К сказанному необходимо добавить, что описанное добровольное призвание славянами норманно-германских племен содержит и нечто глубоко пророческое. Ибо, согласно определенному духовному закону, самые важные исторические события часто повторяются в земном развитии дважды, но во второй раз - на совершенно ином уровне. То, что один раз произошло на Земле как физическое событие, возвращается, но уже как событие духовное. А это означает: как в далеком прошлом славяне однажды призвали к себе представителей норманно-германского народа на физическом плане, осознав это как историческую необходимость, так это повторится в будущем, но уже в чисто духовном смысле».

По книге С.О. Прокофьева «Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля».

 

 

 

Hosted by uCoz